Tuesday, June 10, 2008

Эдуард Шеварднадзе: "Я ушел по собственному желанию"

Он давно уже является президентом с приставкой "экс", но интерес к его персоне не пропадает. Живет он в государственной резиденции. Ему выделили охрану, которая глаз с него не спускает. Он пишет мемуары, впрочем, как и все бывшие публичные персоны.

Ему уже 80 с лишним лет, поэтому он просил задавать вопросы громче. Разговаривает очень медленно. И не любит, когда его перебивают. Это все о нем - бывшем президенте Грузии Эдуарде Шеварднадзе.
- Эдуард Амвросиевич, перед прошедшими недавно парламентскими выборами вы заявляли, что грузинская оппозиция получит беспрецедентно много мест в новом парламенте. Но этого не случилось:
- Я начну с президентских выборов, на которых были зафиксированы очень серьезные нарушения. Настолько серьезные, что люди были вынуждены выйти на митинги. А потом была ответная реакция со стороны правительства: митингующих разогнали, некоторых избивали, полностью парализовали работу ведущего телеканала Грузии. Президент Саакашвили обещал, что на парламентских выборах все ошибки будут учтены. К сожалению, этого не произошло. Хочу подчеркнуть еще одну деталь: за это время оппозиция стала влиятельной силой. Вы знаете, есть блок объединенной оппозиции, который включает 8-9 партий. Одним словом, оппозиция достаточно сильна.
Но, к сожалению, так получилось, что на парламентских выборах, естественно, победила та партия, которой руководит президент страны. Я думал, что выборы пройдут справедливо, но этого не произошло. Опять были допущены серьезные нарушения и фальсификации. Сейчас оппозиция еще размышляет о том, что делать: войти в этот парламент или же организовать параллельный. Наверное, последнее не получится - не могут же работать одновременно два парламента. Поэтому я посоветовал оппозиции идти в парламент и использовать эту трибуну.
К тому же активность избирателей была очень низкая - почти 50 процентов населения не участвовало в выборах. Надо полагать, что эти 50 процентов и проголосовали бы за оппозицию, если бы на выборах были нормальные условия. Я имею в виду административный ресурс, деятельность полиции и исполнительной власти на местах.
- Вы могли бы дать характеристику Михаилу Саакашвили? Что бы вы посоветовали молодым президентам, какие ошибки учесть, на какие грабли не наступать. И вообще, просто поделитесь опытом.
- Саакашвили действительно темпераментный человек. В то же время он достаточно образованный - учился в США, владеет несколькими иностранными языками. В общем, человек неглупый. Но иногда не владеет собой. У него не хватает того, что было у Зураба Жвании. Саакашвили нельзя простить те нарушения, которые были на парламентских выборах. Он не имел права допускать их. Поэтому Саакашвили сейчас приглашает оппозицию в парламент, обещает им должности и так далее. Кто знает, может, он на самом деле искренне хочет сотрудничать с оппозицией. Но, как мне кажется, сейчас для него самое главное - чтобы оппозиция не осталась с глазу на глаз с народом.
- Эдуард Амвросиевич, какие у вас отношения с оппозицией?
- У меня нет достаточно близких контактов с ней. Там очень много людей, которые образованны и грамотны, особенно те, кто входит в оппозиционный блок. Я знал их с молодых лет, но не так уж близко. Они занимались бизнесом, потом решили баллотироваться в президенты и парламент: продали свой бизнес и потратили деньги на проведение выборов.
- Не хотите вспомнить события "революции роз"?
- Проходило первое заседание после выборов, когда оппозиция ворвалась в парламент. Получилось так, что: (долгая пауза) : Да, я ожидал, что будут какие-то события. Но от этих людей я такого не ожидал. От Саакашвили, от Жвании, от Бурджанадзе. Ведь все они были моими воспитанниками: Когда они ворвались в парламент, охрана сделала свое дело и вывела меня во двор. Там стояли и мои сторонники, и мои противники. Сторонников было больше - из регионов, из Тбилиси тоже были люди. Когда я подошел к ним, они сказали, чтобы я держался: завтра придут еще 100ятысяч человек. А еще сказали, что не допустят, чтобы эти люди пришли к власти.
В тот момент я оценил это событие как попытку государственного переворота, поэтому решил ввести чрезвычайное положение. Я ведь оставался президентом и главнокомандующим страны. Есть армия, вооруженная до зубов, которая сделает свое дело, естественно, прольется кровь и погибнут люди. Поэтому, когда я возвращался домой на машине, отказался от объявления военного положения. И соответствующий указ был отозван.
Когда приехал домой, супруга сказала: "Я хорошо знаю, что такое чрезвычайное положение. Ты хочешь, чтобы кровь пролилась?". Я ответил: "Нет, кровь не прольется. Я хорошо подумал и принял решение. И вы должны знать, что с завтрашнего дня я больше не президент. А кого народ изберет президентом, это его дело". Она это восприняла нормально. Сын у меня работает в Париже, в ЮНЕСКО, он тоже это хорошо воспринял.
На следующий день я встретился с оппозицией - с Саакашвили и Жванией. Бурджанадзе не пришла. Жвания был генеральным секретарем провластной партии "Союз граждан", потом был председателем парламента. Мы работали дружно, но он перешел в оппозицию. В общем, я их приглашаю к себе и говорю: "Ребята, вы знаете, что я отменил приказ о чрезвычайном положении. Что будем делать дальше, какой выход?". Начинает Жвания: "Самым безболезненным выходом стала бы отставка президента. Но мы не посмеем это сказать, так как мы - ваши воспитанники. Если бы не вы, мы не стали бы политическими деятелями". То же сказал и Саакашвили. А я им: "Если вы считаете, что это выход, то он найден. Я вчера ночью принял решение об отставке. С сегодняшнего дня я больше не президент". Они этого не ожидали. Наверняка думали, что я начну торговаться, так как оставалось еще два года до окончания моего президентского срока. Так закончился наш разговор.
Я им предложил выйти к журналистам и рассказать все. А они не согласились, мнутся: "Может, вы сами:". Я вышел, сказал. "А сейчас вы куда?" - спрашивают журналисты. "Домой", - отвечаю.
"А пустят?" - спрашивают. Я говорю: "Почему бы не пустить, я ведь по собственному желанию ухожу". Постоял с ними, пошутил и уехал домой.
Потом Саакашвили объявил: раз президент безболезненно (здесь Шеварднадзе нахмурился. - Прим. авт.) оставил свой пост, мы берем на себя ответственность за его безопасность. Соответствующую охрану предоставили и дом, в котором я сейчас живу. То есть они свое слово в этом отношении сдержали.
А дальше вы сами знаете: Саакашвили стал президентом, Жвания - премьер-министром. Жвания был очень умным человеком, достаточно хитрым в хорошем смысле этого слова. Он навещал меня, мы разговаривали на разные темы. Если бы он остался в руководстве страны, то этих нарушений, которые сейчас происходят, не было бы. Но, к сожалению, его потом убили. Вначале говорили, что он отравился газом, но эксперты это не подтвердили. Я уверен, что его убили. Кто убил, не могу сказать. (По его лицу несложно было догадаться, что он хочет сказать. - Прим. авт.). Его смерть - это большая потеря для Грузии. А Саакашвили пришел ко мне домой только тогда, когда моя жена скончалась. Я тогда попросил его, чтобы он разрешил похоронить супругу на этом дворе. Он разрешил. После этого мы не встречались.
- В общем, говорить о высокой культуре общения между правительством Грузии и оппозицией не приходится?
- Увы, нет. Наверное, у вас тоже такое происходит? Да, сейчас на всем постсоветском пространстве идет процесс становления реальной демократии. Я вернулся в Грузию после работы в Москве в 1992 году. Тогда не было ни парламента, ни политических реформ. Страна была разобщена. Главной задачей я считал становление страны на ноги любой ценой. На это ушло много времени. Надо было разработать проект Конституции, провести парламентские выборы. На базе Конституции начались реформы в сфере образования и здравоохранения. Прошла приватизация отдельных объектов, создавалась правовая база.
- С кем из бывших президентов вы общаетесь? Остались ли друзья среди них?
- Да, с некоторыми их них отношения сохранились. Джордж Буш-старший всегда поздравляет меня с днем рождения и Новым годом. Он - человек слова. По его распоряжению в Грузию была отправлена масса тонн зерна, когда народ здесь голодал. С этого и началась стабилизация страны. Инвестиции Соединенных Штатов в Грузии достигли двух с половиной миллиардов долларов.
С президентом Рейганом я встречался восемь раз. Помню, во время первой встречи он мне прямо сказал: "Вы представляете собой империю зла". Рейган тогда объявил, что американцы создают ядерное оружие воздушного базирования. Мы с Горбачевым пригласили наших ученых - Велихова, Курчатова - и спросили: возможно ли это? Они сказали, что невозможно. Через три месяца ученые позвонили мне и сообщили, что не совсем точно ответили: "Если экономика страны позволяет, то, в принципе, можно создать такое оружие. Американцы могут создать такое оружие через 7-8 лет, а СССР - через 15-20". Тогда мы с Горбачевым, учитывая этот фактор, решили любой ценой сгладить отношения между нашими странами. В конце концов, американцы отказались от ядерного оружия воздушного базирования, так как наши отношения стали приходить в норму. Это был большой прорыв.
А еще мы с Горбачевым многое сделали, чтобы Германия объединилась. На улицах Берлина люди до сих пор узнают и приветствуют меня.
- Эдуард Амвросиевич, мемуарами не балуетесь?
- Я уже написал четыре книги. Одна из них посвящена Великому шелковому пути.
Другая книга называется "Мой выбор", издана в Москве. А сейчас в свет выходит уже четвертая книга, изданная в Германии. В Иране и Китае тоже собираются печатать мои книги.
Помню презентацию моей книги в институте Гете. Меня попросили выступить с речью. Я поблагодарил правительство Грузии, которое вынудило меня подать в отставку. Если бы не вышел в отставку, ничего не написал бы. (Смеется).
- В грузинских газетах мелькала информация о том, что ваш сын Паата задумывает зарегистрировать политическую партию...
- Нет-нет! Сын вообще не интересуется политикой. Он уже 15 лет работает во Франции, в ЮНЕСКО, у него там солидная должность. Очень хорошо зарабатывает, такая зарплата в Грузии мало у кого есть.
Поблагодарив Эдуарда Амвросиевича за интервью, я уже начала было выключать диктофон, как Шеварднадзе вдруг начал рассказывать о своем отношении к Казахстану:
- Когда я был еще молодым, ездил два раза на целину убирать урожай. Потом из Кустаная в Тбилиси на мотоциклах ехали в течение 20 дней. Была ранняя осень, когда переезжали Урал, холода наступали. Как-то пригласили меня в Алматы на охоту, хоть я никудышный охотник. В новой столице еще не был, не успел. Хотя ваш президент приглашал меня навестить Астану. Вообще, очень интересуюсь судьбой вашей столицы.
С огромным уважением отношусь к президенту Назарбаеву. Мы вместе работали с ним в рамках Содружества Независимых Государств. Он предлагал мне, чтобы Грузия стала членом СНГ. Между Нурсултаном Абишевичем и мной всегда было полное единогласие. Он настоятельно советовал Ельцину решить вопрос по абхазской проблеме. Каримов и Кучма тоже поддерживали его в этом вопросе.
- Вы, наверное, в курсе, что президент Назарбаев выдвинул инициативу создания центральноазиатского союза?
- Конечно. По-моему, очень хорошая идея. Но не все сразу согласятся, наверное. Кыргызстан и Таджикистан, в принципе, не против, но Узбекистан сразу отклонил это предложение. Да я так и предполагал с самого начала. Но идея стоящая. Очень хорошая идея.

No comments: